Как выбрать себе сноуборд?
Сноуборд - это довольно простая штука: эдакая доска неправильной формы сзамысловатым или не очень рисунком и десятком-другим дырочек. С одной стороны. С другой - это весьма непростая конструкция, суть которой характеризуется рядом параметров, различные сочетания которых неоднозначно влияют на ходовые качества доски, во многом определяя как ее специфику, так и качество.
Впервые столкнувшись с необходимостью выбора сноуборда, очень легко запутаться в этих параметрах. Как правило, выбор новичка основывается на советах более искушенных друзей и знакомых, каких-то поверхностных знаниях и аргументах продавца. Зачастую, этого бывает достаточно, но чтобы быть на 100% уверенным в своем выборе, стоит чуть более подробно познакомиться с основными характеристиками сноубордов.
Наиболее простой характеристикой доски, с точки зрения оценки, является ее геометрия. Эту информацию производитель дает в абсолютных значениях, измерить которые при желании не составит большой проблемы. Это ростовка, эффективная длина канта, радиус бокового выреза, ширина талии, носа и хвоста, а также количество закладных и расстояние между ними.
(1) Ростовка |
(2) Эффективная длина канта |
(3) Радиус бокового выреза |
(4) Зоны жесткости |
(5) Талия |
(6) Нос |
(7) Хвост |
(8) Закладные |
Ростовка - это длина доски от ее носа до хвоста. При покупке доски ростовка является одним из основных параметров, определяющих выбор. Прежде чем покупать сноуборд, необходимо определится с его ростовкой. Выбор ростовки зависит от стиля и опыта катания райдера, а также от его веса. Для фристайла подходят более короткие доски, а для фрирайда - более длинные. Чем тяжелее райдер, тем более длинная доска ему подходит. Как правило, производители указывают весовой интервал, для которого предназначена каждая доска.
Эффективная длина канта - это та часть канта доски, которая при движении и поворотах контактирует со склоном. Чем больше эффективная длина канта, тем устойчивее доска на скорости и тем легче ее контролировать. Это особенно важно для фрирайда и бордеркросса.
Радиус бокового выреза - это радиус воображаемой окружности, часть которой как бы проходит по боковой части канта доски. Чем меньше радиус, тем глубже вырез и наоборот. Величина радиуса бокового выреза во многом определяет маневренность доски - чем он меньше, тем более резкие повороты можно делать на ней. Как правило, радиус бокового выреза больше у досок, предназначенных для фрирайда, а на фристальных моделях он меньше. В последнее время на рынке все чаще встречаются модели с так называемым прогрессивным радиусом бокового выреза (двух- и трехрадиусные). Возможны следующие комбинации радиусов:
-
Больший радиус в начале выреза и меньший в конце (яйцеобразная форма);
-
Больший радиус посередине выреза и меньшие - в начале и конце (элиптическая форма);
-
Большие радиусы в начале и конце выреза, меньший - посередине (параболическая форма).
Сочетание нескольких радиусов в комбинации с весом райдера и жесткостью доски позволяет добиться более совершенного прохождения поворотов и стабильных приземлений.
Ширина талии - это ширина доски посередине. Более узкие доски обеспечивают более быстрый переход с канта на кант, но такие доски подходят не всем. Дело в том, что при большом размере ноги ботинки будут существенно вылезать за пределы доски и цеплять склон во время движения. Поэтому райдерам с большим размером ноги (44+) рекомендуется покупать более широкие доски. Такие доски маркируются словом wide, а их название выглядит примерно так: Производитель-Модель-Wide.
Ширина носа и хвоста . Зачастую, эти два показателя определяют симметрию или асимметрию сноуборда. Например, практически все фрирайдные модели отличаются более широким носом и узким хвостом - широкий нос позволяет доске легче всплывать в целине, а более узкий хвост так не существенно снижает скорость движения, как более широкий. Фристайльные доски, в свою очередь, обладают более симметричной относительно центра доски формой.
Закладные (отверстия для креплений) - это несквозные отверстия в доске, предназначенные для установки креплений. Здесь определяющим является количество закладных (как правило 4-5 пар для каждого крепления) и расстояние между ними - это влияет на количество вариантов установки креплений, что немаловажно при их подгонке под удобную для райдера стойку. Закладные могут располагаться симметрично относительно центра сноуборда (технический фристайл) или могут быть смещены в сторону хвоста (универсальные и фрирайдные модели).
Если с внешней оболочкой сноуборда все относительно понятно, то оценить его внутреннее содержимое несколько сложнее. Конечно, производитель предоставляет некоторый набор информации о начинке доски - помимо всего прочего, это неплохой маркетинговый ход - но что делать с этой информацией, как ее читать и интерпретировать подчас может стать непростой задачей. Прежде всего, нужно выделить, что определяется начинкой и конструкцией доски. Это ее жесткость, вес, маневренность, предельная скорость и надежность.
Жесткость . Это понятие можно разделить на две составляющих: продольная жесткость (жесткость на прогиб) и торсионная жесткость (жесткость на скручивание). Продольная жесткость влияет на способность доски выплывать в целине, возможность делать олли и на поведение сноуборда на скорости. Торсионная жесткость определяет скорость перекантовки и движения.
Продольная жесткость может быть постоянная по всей длине доски или варьироваться - в этом случае на доске можно выделить различные зоны жесткост. Как правило, продольная жесткость постоянна у досок низкого уровня, предназначенных для новичков. Такие доски обычно мягкие, что облегчает процесс обучения: на небольших скоростях доска как бы облизывает рельеф склона, легко выплывает в целине, прощает несущественные ошибк. На такой доске будет сложно высоко выпрыгнуть, при увеличении скорости она наверняка начнет вибрировать, но для новичковой доски это нормально: их делают специально для обучения и закрепления базовых навыков катания, когда развивать большую скорость или прыгать просто не нужно. Увеличение общей жесткости конструкции и выделение зон жесткости характерно для узкоспециализированных универсальных досок уровня продвинутый и эксперт:
-
Технический фристайл : очень жесткие доски, на которых можно выделить три зоны жесткости. Жесткость носовой и хвостовой части увеличена по сравнению со средней частью - это делается для увеличения отдачи доски во время олли (как из своей стойки, так и из свича).
-
Джиббинг - доска в целом мягче доски для технического фристайла за счет снижения жесткости средней части, что обеспечивает возможность выполнения более сложных трюков на рейлах (прессы и 5-0)и сохраняет способность делать мощные олли.
-
Фрирайд - выделяется две основные зоны жесткости: мягкий нос, позволяющий доске выплывать в целине, хвост и центральная часть жесткие, что позволяет не терять контроль над доской при движении на большой скорости.
-
Универсальная доска - обладает тремя зонами жесткости, общая жесткость увеличивается по направлению от носа к хвосту: более мягкий дает доске всплывать, жесткая средняя часть обеспечивает контроль на скорости, а увеличенная жесткость хвоста позволяет высоко выпрыгивать.
Торсионная жесткость определяет скорость перекантовки и стабильность ведения сноуборда в дуге на скорости. Доски с небольшой торсионной жесткостью больше подходят новичкам, так как с ними легче управляться на невысоких скоростях, однако при увеличении скорости контроль на ней снижается.
Объективно определить жесткость, как продольную, так и торсионную, довольно сложно. Как правило, производитель дает эту информацию, но сопоставить ее с информацией о жесткости доски другого производителя бывает сложно вследствие различий в шкалах. Поэтому делать это приходится в полевых условиях и с большой долей условности. Тесты на жесткость:
-
Продольная жесткость: доска ставится под углом 45° , нос крепко держится одной рукой, другой рукой нужно надавить посередине доски как можно сильнее. Чем меньше доска прогибается, тем она жестче;
-
Жесткость носа и хвоста: доска кладется на пол, на ее нос или хвост ставится нога. Чем выше поднялся противоположный конец доски, тем нос или хвост жестче. Можно также поставить другую ногу на середину доски, в этом случае жесткость оценивается как степень усилия, необходимого, чтобы придавить нос или хвост доски к полу;
-
Торсионная жесткость - хвост доски зажимается между ступней ног, а нос поворачивается руками с максимальным усилием по или против часовой стрелки. Чем сильнее доску можно скрутить, тем ниже ее торсионная жесткость.
Жесткость сноуборда напрямую зависит от материалов и особенностей конструкции доски. Если разбираться по порядку, то начать следует с сердечника. Существуют два основных его типа: цельный и составной. Цельный сердечник представляет собой обыкновенную доску из качественной древесины. У него одно достоинство - невысокая стоимость, а недостатки - низкая жесткость и со временем доску с таким сердечником может просто скрутить винтом. Составные сердечник - это массив, набранный из пластов древесины, расположенных как вертикально (длинные деревянные рейки), так и горизонтально (тонкие пласты древесины, лежащие горизонтально один на другом). Плюсы такой конструкции - очень низкие шансы, что ее скрутит, и довольно высокая жесткость. Помимо этого, в составном сердечнике можно комбинировать различные типы древесины, а зачастую и синтетические материалы и металлы (соты из алюминия и титана). Такие ухищрения делают сноуборд легче и жестче. Например, в сердечнике могут сочетаться древесина хвойных и лиственных пород: хвойные жестче, но хрупче, а лиственные - мягче и эластичнее. В результате получается довольно жесткая и надежная конструкция.
Цельный сердечник | Составной сердечник (вертикальный) |
Составной сердечник (горизонтальный) |
Также жесткость доски зависит от самой конструкции доски: кэп, сэндвич или их комбинация.
Скорость . Как уже говорилось выше, максимальная скорость, которую можно развить на доске, во многом зависит от ее жесткости, т.е. чем жестче доска, тем большую скорость можно на ней развить и наоборот. Кроме жесткости, на скорость и динамику разгона влияет скользящая поверхность. В настоящее время различают 2 типа:
-
Extruded base . Технология ее производства очень простая и довольно дешевая: между двух валиков прокатывают расплавленный полиэтилен и дают ему затвердеть. Все. Скользяк готов, можно приклеивать. Такие базы не требуют тщательного ухода, а повреждения довольно легко устранить. Недостаток один - динамика разгона значительно уступает базам, сделанным по технологии sintered.
-
Sintered base . Технология производства - мелкие гранулы полиэтилена спекаются под давлением. В результате получается жесткий пористый материал, способный впитать большое количество парафина, вследствие чего такие скользяки позволяют разогнаться за короткий промежуток времени и довольно быстро. Кроме этого, за счет своей жесткости они менее подвержены повреждениям, чем extruded. Недостатки - такой скользяк требует тщательного ухода, его нужно часто парафинить. В случае повреждения базу довольно сложно восстановить.